mountain
крутой склон
Эллиптические звезды обладают несколькими преимуществами перед стандартными круглыми звездами. Эллиптические значительно смягчают педалирование и позволяют при ускорениях вращать педали с гораздо большей скоростью. К примеру, на подъеме разница в скорости на эллиптических звездах может составить 4-5 миль/час по сравнению со стандартными звездами.



Практически сразу после изобретения «безопасного» велосипеда с цепным приводом в конце 19 века, многие производители предположили, что ведущие шестерёнки эллиптической формы могут быть более эффективными, нежели обычные круглые звёзды, из-за адаптивности к определённому положению педалей.

Самым очевидным было позиционирование эллипса таким образом, чтобы больший его диаметр располагался перпендикулярно шатунам. Это решало две задачи:
Увеличение передаточного отношения, в горизонтальном положении педалей, когда велосипедист прикладывает наибольшее усилие к педалям.
Соответственно, уменьшение передаточного отношения в вертикальном положении, чтобы проскочить «мёртвую точку» как можно быстрее.

При проектировании эта схема выглядела вполне неплохо, основываясь на теоретическом анализе распределения усилий на педалях, но на практике сильно увеличивала нагрузку на коленные суставы. Отчасти из-за того, что передаточное отношение в фазе максимального усилия было слишком высоким.

Плюс к этому, на пути педали сверху вниз ноги велосипедиста «дёргались» из-за овальной конструкции шестерёнки. Возможно, именно этот факт наиболее сильно отражался на здоровье коленных суставов гонщиков.

В 80−х годах компания Shimano представила собственную разработку некруглых (но и не совсем эллиптических) ведущих звёзд под названием Biopace, в которых самая длинная ось была параллельна шатунам. При разработке этой системы был проведён тщательный динамический анализ скорости вращения, распределение векторов направления силы и положения педалей.



в продаже можно найти системы с овальными звездами под брендом Rotor Agilis. Другое преимущество Rotor Agilis - уменьшение боли в коленях. Устранение «мертвой точки», возникающей при вращении педалей, а также значительное смягчение педалирования благотворно влияет на состояние коленных суставов, что в итоге сводит боль в коленях почти на нет, особенно это чувствуется на длительных подъемах. Тем не менее, в истории создания овальных звезд встречается немало промахов, а порой и грандиозных провалов. Например, овальная звезда Shimano Biospace оказалась совершенно непригодной для езды на плоскости. До недавнего времени Rotor со своими Q-Rings cчитался одним из лидеров, представляющих овальные звезды на рынке велооборудования. Теперь же Rotor представляет целую систему.
Agilis является системой стандартного типа с жестко закрепленными полыми шатунами из алюминиевого сплава CNC machined, что делает их принципиально непохожими на известные RSX4. Особенностью оборудования Agilis, как утверждает Rotor, является «полу-интегрированная» конструкция системы. В этой конструкции кареточный вал якобы жестко связан с неподвижной частью системы, что на самом деле происходит благодаря наличию пока не имеющей аналогов оси с двухоборотной резьбой, которая и обеспечивает варьирование размера кареточного узла рамы.



Соответствуя современной тенденции, система Agilis оснащена кареткой с вынесенными вкладышами подшипника. Особым отличием является уникальная роторовская конструкция SABB (саморегулирующаяся каретка), при которой подшипники заключены в сферические крепления, что автоматически удерживает их параллельными друг другу. Все это способствует более гладкой и мягкой работе системы в целом. Аналогичную идею преследовал Campagnolo со своими уникальными пресловутыми подшипниками рулевой колонки Selform, однако, принцип конструкции был совершенно иным. Каретки SABB доступны в двух вариантах – со стандартными подшипниковыми узлами из нержавеющей стали, либо с комбинированными керамическими подшипниками от Enduro или CeramicSpeed. Стоит отметить, что Rotor также подумал и о тех, кто не прочь апгрейдить свое оборудование, - каретки SABB легко совместимы со многими системами, обладающими внешними вкладышами подшипника, и продаются отдельно.

Передние звезды представлены в нескольких вариантах: для шоссейников (130мм и 135мм с пятиболтовым креплением), и для MTB (104/64мм с четырехболтовым креплением). Кроме того, сама система может быть приобретена как с овальной звездой Q-Ring, так и без нее. Что касается веса, то, например, система с шатунами 172,5мм, овальными звездами 36/50T Q-Rings (c 35-ю и 50-ю отверстиями для креплений, соответственно), кареткой SABB, оборудованной подшипниками из нержавеющей стали, и всем остальным сопутствующим оснащением весит 782г.

Самый интересный – вопрос цены. Стоимость системы без звезд и каретки составляет $329 (независимо от вида – MTB, шоссейник), цена на систему для шоссейника с двойными овальными звездами Q-Rings составляет $519, кросс-кантрийный вариант с овальными звездами Q-Rings стоит $529.

Стоимость кареток: $115 - каретки SABB с подшипниками Enduro из нержавеющей стали, каретки с комбинированными керамическими подшипниками Enduro - $195, стоимость же каретки с подшипниками CeramicSpeed составляет $305.


Статья была взята отсюда: www.bike4u.ru/index.php?go=News&in=view&id=43